«Береги спину смолоду»: интервью с хирургом-вертебрологом А.Л. Коркуновым

С 2018 года в больнице Святителя Алексия работает специалист узкого профиля по лечению заболеваний позвоночника. Почему болит спина и что с этим делать, рассказывает Алексей Леонидович Коркунов, врач хирург-вертебролог, к.м.н., доцент.


Сегодня почти у каждого человека после 30-35 лет возникают боли в позвоночнике. Почему же болит спина?

По данным ВОЗ каждый человек на земле хотя бы раз в жизни испытывал боль в спине. Причин тому масса. Есть предрасполагающие факторы: слабая соединительная ткань (когда локти и колени в обратную сторону легко разгибаются), слабый мышечный каркас, повышенный вес. Также влияет род деятельности, сидячий образ жизни, неравномерные физические нагрузки.

Современный человек – это преимущественно городской житель (большинство  населения сейчас живет в городах), ведущий сидячий образ жизни. А при сидении нагрузка на поясничный отдел увеличивается примерно в 15 раз.

Т.е. мы будем болеть еще чаще?

Движение – это жизнь. Если мы будем продолжать вести малоподвижный образ жизни, то да, будем болеть чаще и больше.   

Какие сейчас самые распространенные заболевания позвоночника?

У всех на слуху термин остеохондроз. Люди, не имеющие отношения к медицине, часто называют его «острый хондроз». Остеохондроз – широкое понятие. В него можно включить почти все дегенеративные изменения позвоночника.  

Все начинается с межпозвонкового диска, он изнашивается и перестает выполнять свою основную функцию – перераспределение вертикальной нагрузки и опоры. Это ведет к уменьшению пространства между позвонками, раздражению мягких тканей (связки, мышцы) задней части позвоночника и корешков нервов. На этом фоне и возникает боль. Так как нагрузка на позвоночник продолжается, боль усиливается. Самые грозные симптомы при этом – появление слабости и онемения в конечностях, когда корешки нервов сдавливаются пресловутыми межпозвонковыми грыжами и перестают получать кровь (ишемизируются). Это, в конечном счете, может привести к порезу (снижению силы в конечностях)  или даже к параличу - полному отсутствию силы.

Также сейчас многие страдают остеопорозом (ухудшение качества костной ткани). Особенно это касается женщин во второй половине жизни. Дефицит эстрогенов после менопаузы  приводит к снижению плотности костной ткани, повышенной хрупкости костей, которые могут заканчиваться переломам. Также частой причиной остеопороза является длительный прием противовоспалительных гормонов, например, преднизолона.

Причиной переломов могут являться и метастазы. Рак груди, рак легких, почек, предстательной железы распространяет метастазы в позвоночник.

Еще одна наиболее часто встречающаяся группа заболеваний – это различные деформации, как приобретенные после травм, так и врожденные: сколиозы, смещение или недоразвитие позвонков и т.д.

Сколиозы раньше диагностировали почти у каждого.

Диагноз сколиоз действительно ставили всем и даже тем, у кого его не было. Это результат обманчивой гипердиагностики на уровне поликлиник еще со времен Советского Союза. На самом деле для определения сколиоза нужны инструментальные методы исследования. Раньше не было технических возможностей детально исследовать позвоночный столб, поэтому часто со сколиозом путали варианты осанок. Доктора основывались только на клинической картине – где болит, что болит, когда болит. А учитывая нюансы анатомии и физиологии, болевые синдромы могут быть похожи друг на друга, их можно перепутать. Кроме того болевые синдромы в области спины могут возникать не только на фоне заболеваний позвоночника. Без четкой визуализации (наглядной диагностики) часто случались ошибки. За последние 30 лет в области инструментальных методов исследований произошел очень большой прогресс. Сейчас более точная диагностика позволяет получать четкие объективные данные. Так что не пугайтесь, если вам в детстве поставили такой диагноз. Возможно это индивидуальные особенности осанки. Если же нет, то сейчас можно убрать и деформацию, и болевой синдром. Арсенал методов лечения очень большой.

Но многие боятся вообще что-то делать с позвоночником. Насколько это опасно?

Да, позвоночник - звучит сакрально. Пациенты часто говорят: «А не останусь  ли я в инвалидной коляске после операции на позвоночнике»? Я Вас могу разубедить. Понятно, что хирургия есть хирургия, и риски всегда остаются. Но в целом операции на позвоночнике не так опасны, как это укоренилось в общественном мнении.  Мы делаем операции не для того, чтобы пациент остался в инвалидной коляске, а для того, чтобы улучшить качество его жизни. Все намного сложнее с патологиями спинного мозга, но это отдельная тема.

Какие заболевания позвоночника можно вылечить в больнице Святителя Алексия?

За исключением врожденных детских аномалий мы оказываем медицинскую помощь практически при любой патологии позвоночника. Консервативное это будет лечение или оперативное, зависит от стадии заболевания или вида травмы.

Когда же процесс зашел уже далеко, и проблему нельзя исправить консервативными методами, то мы производим оперативные вмешательства в полном объеме. Чаще всего приходится оперировать патологии, связанные с остеохондрозом позвоночника. Это и грыжи межпозвонковых дисков, и сужения (стенозы) позвоночного канала, и различные смещения позвонков.

Также мы оказываем хирургическую помощь при различных травмах позвоночника, переломах, вывихах, а также их последствиях. Благодаря помощи Святейшего Патриарха и наших благотворителей сейчас у нас современное оборудование  в операционных, которое позволяет осуществлять даже самые сложные оперативные вмешательства, в том числе малоинвазивными методами, не делая больших разрезов.

А если операция по тем или иным причинам противопоказана, например, пожилым людям или вследствие сопутствующих заболеваний?

В мировой медицине активно развивается направление по неинвазивному и малоинвазивному лечению боли. Применительно к позвоночнику можно рассматривать хорошую методику, которая в полуамбулаторных условиях, без оперативного вмешательства позволяет облегчить многие виды болевых синдромов.

В человеческом организме есть нервы, которым мы «обязаны» болью в спине. С помощью специального аппарата (денерватора) путем введения электродов можно блокировать эти чувствительные нервные окончания. Они совсем небольшие. Никакого побочного вреда организму эта процедура не наносит. Конечно, это не панацея, и в течение 2-3 лет эти нервные окончания опять прорастают, а с ними возвращается и боль. Тем не менее, по сравнению с блокадой, которую при болевых синдромах приходится делать примерно раз в месяц, 2-3 года - довольно длительный промежуток времени, в течение которого человек живет без боли. Мы надеемся с помощью наших благотворителей приобрести этот аппарат, чтобы снять постоянные мучительные боли в спине десяткам наших пациентов.

Какое лечение, помимо денервации, наиболее эффективно при болях в спине?

В случае с позвоночником преобладают комплексные болевые синдромы. Чтобы выбрать наиболее эффективный метод лечения, основная задача врача – точно разобраться с видом болевого синдрома с помощью рентенографии, МРТ, КТ. Зачастую на уровне поликлиник невозможно провести такие исследования, врачи выписывают гору таблеток, которые пациент пьет без особого улучшения. Но любой препарат, даже самый действенный, имеет массу побочных эффектов. И как он встроится в текущие химические процессы в организме, никто не знает. Зачастую простые немедикаментозные методы намного более эффективны.

Так как спина болит практически у всех, часто можно услышать вопросы, как избавиться от боли в домашних условиях. Одним из самых эффективных методов профилактики и лечения остается лечебная физкультура. Всем же доступно сделать 5-6 упражнений по одной минуте 1-2 раза в день, не выходя из дома. Затраты минимальны, а польза колоссальна.

Также существует множество немедикаментозных методик - это и лечебный массаж, и мануальная терапия, и иглорефлекостерапия, остеопатия. Но стоит оговориться, все-таки залогом эффективного лечения является правильный диагноз.

Почему Вы выбрали вертебрологию?

Мне понравилась многогранность этого раздела. Позвоночником занимаются и хирурги, и ортопеды, и неврологи, и мануальные терапевты, остеопаты. Позвоночник как орган имеет сложное очень интересное строение. Помимо того, что это основное звено опорно-двигательной системы, там еще находится и спинной мозг, относящийся к центральной нервной системе.

И еще повлиял, скажем так, психологический момент, окружение. По моему мнению, в определенные специальности идут люди соответствующих психотипов.  

В чем это выражается?

Для любой хирургической специальности нужна психологическая устойчивость. На тебе постоянно очень большая ответственность. Большинство коллег - люди очень увлеченные профессионально и, я бы сказал, по-человечески у них есть какой-то задор что ли. Еще большинство хирургов и реаниматологов отличает простота общения. Может быть, потому что они взаимодействуют с пациентом в наиболее критических ситуациях и условиях. Иногда ситуации возникают на грани фола. Здесь, конечно, общение на особом уровне происходит.

Как Вы справляетесь со стрессом при сложных операциях?

Ввиду специфики работы к стрессу просто привыкаешь. Привыкаешь именно к этому своему состоянию максимальной собранности. И это уже не стресс. А к боли другого человека, конечно, привыкнуть сложно.

У обычных людей первыми включаются эмоции, а потом ум. У нас, врачей, первым включается ум - сначала думаешь, из-за чего произошло, затем – как это исправить. А свои эмоции ты должен контролировать.

Были ли у Вас летальные исходы во время операции?

У меня не было. Мы – ортопеды-травматологи, конечно, за жизнь обычно не боремся. Мы боремся за ее качество, снимаем боль, восстанавливаем функции.

Но летальный исход летальному исходу рознь. Если тебе привозят человека после ДТП в критическом состоянии, и ты ему ампутируешь ногу, он умирает – это одно. А другое дело, когда плановая штатная операция, и человек умирает.  Тогда это ЧП. В плановой хирургии мы готовим пациента заранее, проводим необходимые обследования, в отличие от экстренной хирургии, когда у нас нет времени на подготовку пациента.

Последнее время на врачей жалуются, часто огульно жалуются, публично, в прессе, не вникая в исходную ситуацию. Это очень неприятно. Врачи представляются какими-то ленивыми меркантильными злыми люди, которые специально пытаются навредить. Но это же не так. Тем, кто обвиняет врачей, я рекомендовал бы лучше накануне праздника вечерком сходить в приемное отделение хирургического стационара и понаблюдать, что там происходит в течение хотя бы нескольких часов.

Жалели ли Вы когда-нибудь, что выбрали профессию врача?

Нет, не жалел. В моей специальности я чувствую себя очень комфортно.

Кто для Вас ориентир в профессии?

Мои старшие коллеги, учителя. Это очень ценно - иметь людей, на которых можно ориентироваться. Медицина – консервативная область знаний. Многое зависит от школы. Существует преемственность, которая выражается в определенном стиле медицинского мышления. Так как на работе мы проводим бОльшую часть своего времени, многие учителя со временем становятся друзьями.

А что касается наших знаменитых русских врачей: святителя Луки, Евгения Боткина, Николая Пирогова?

Если брать такие исторические фигуры, как Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, Николай Иванович Пирогов, Евгений Сергеевич Боткин и другие выдающиеся доктора - это были гении. Поражаешься, когда читаешь их биографии, труды, насколько люди были отданы своей профессии. Святитель Лука – это огромное личное мужество, огромная вера, которые смогли дать ему силы в очень непростой период для общества и его личной жизни. И каких он добился результатов в своей профессиональной деятельности. Такие примеры очень важны и нужны, чтобы знать, что так бывает и это реально.  Они ведь были такие же люди как мы. Когда изучаешь их жизненный путь, возникают вопросы к себе: а как бы я поступил на его месте в определенный тот конкретный период времени? И удивляешься, как они до конца свое дело довели.

Вы работаете и в других клиниках. Есть ли разница по сравнению с больницей Святителя Алексия?

Я не могу сказать, что есть кардинальное различие с другими больницами. Просто у нас в больнице Святителя Алексия атмосфера другая. И очень много в эту атмосферу вносит средний и младший персонал, патронажные сестры.

Больница – это особое место. Сюда попадают люди больные. Они могут быть верующими, неверующими, христианами, мусульманами. Но это больные люди. Когда человек болеет, у него психика работает по-другому, он более уязвим. В этот момент сострадание, поддержка очень важны. И это очень дорогого стоит. Здесь, в больнице Святителя Алексия работают люди неравнодушные. А это вопрос веры.

Как это проявляется?

Вера, которая декларируется и вера, которая показывается самой жизнью, могут быть разными. Вера проявляется в делах. И как раз сестры показывают делами свою веру. А люди это чувствуют на подсознательном уровне. Что к ним относятся по-человечески просто так, не благодаря достоинствам, не из-за статуса, а просто потому что он человек. Это чувствуется.

Я не хочу обойти вниманием врачей. Но так получается, что пациент больше контактирует с сестрами, он их просто видит чаще. И впечатление о больнице складывается во многом благодаря сестрам.

Многие считают,  что врач-хирург – это мужская профессия. А Вы как думаете?

Соглашусь. Хирургия – это действительно больше мужская профессия, т.к. постоянно присутствует стресс, ненормированный график, экстренные ситуации, которые просто не позволяют быть дома. Для женщины это более критично. Если брать традиционную семью, то женщина является хранительницей очага. Даже если женщина работает, то бОльшую часть времени она все равно уделяет семье.

Профессия врача, как Вы только что сказали,  требует максимального вложения и сил, и времени, самопожертвования. Как найти баланс между работой и семьей?

Здесь нет универсального рецепта. Все зависит от конкретного человека с его устремлениями. Работы разные, семьи тоже разные. И здесь, конечно, человек лично выстраивает. Если мы берем семью, без взаимопонимания, без доверия, без любви сложно что-то сделать. Мое личное мнение, со временем все выстраивается. Чем более квалифицированным становится врач, тем более упорядоченной становится его профессиональная деятельность. Есть плановые операции, ты знаешь расписание на неделю, какие группы, какие пациенты, планируешь свое время, рабочий процесс. Конечно, с дежурствами и экстренной помощью все намного сложнее. Но все молодые врачи через это проходят.

Что для Вас как для врача счастье?

Сложный вопрос. Я не знаю. Смотря с каких позиций ты к этому подходишь. Если с позиции веры, то счастья в привычном понимании здесь очень мало. Много «труд и болезнь». Но для верующего человека счастье – это внутренняя радость, которая не зависит от внешних обстоятельств.

Беседовала Анна Миронова


  • patriarchia.ru
  • bus.gov.ru
  • miloserdie.ru
  • dobrayamoskva.ru
У Вас отключен JavaScript. Пожалуйста, включите его для полноты функциональности.