Редкий выразительный снимок при жизни, где снята вместе святая семья Романовых, убиенная ровно 100 лет назад. Посещение Императорскими особами военного госпиталя для раненых при Солдатенковской больнице (ныне больница имени С.П. Боткина), устроенного стараниями великой княгини Елизаветы Федоровны, г. Москва, август 1914 г. (увеличенный фрагмент фотографии).
За 10 лет до этого снимка на открытии нашей, тогда Медведниковской, больницы присутствовали генерал-губернатор Москвы Великий князь Сергей Александрович и Великая княгиня Елизавета Федоровна.
Воспитанная в традициях протестантизма будущая основательница Марфо-Мариинской обители так писала отцу о переходе в православие: "… я чувствую себя такой безгранично счастливой в моей новой вере. Земное счастье я всегда имела - когда была ребенком в моей старой стране, как жена - в моей новой стране. Но когда я увидела, каким глубоко религиозным был Сергей, я чувствовала себя очень отставшей от него, и чем больше я узнавала его Церковь, тем больше я чувствовала, что она приближает меня к Богу… Однако в этом случае все в моих руках и в руках Господних, и я уверена, Он благословит этот шаг; я уповаю на Его всемогущество, и я постоянно молюсь, чтобы я всегда была хорошей дочерью и верной женой и всегда была бы хорошей христианкой, и чтобы в моем земном счастье я всегда думала о будущем и о моем спасении..."
Цель христианина - спасение в вечной жизни - это хорошо понимали умные думающие люди, где бы они ни жили. Стремление к этому и есть святость, какие бы земные цели не преследовались. И мы все помним, как завершилась жизнь Елизаветы Федоровны. Из дворца после убийства мужа она ушла в основанную ею обитель милосердия, навестила в тюрьме убийцу, призвав вспомнить о цели земной жизни, потом была арестована и сброшена живой в уральскую шахту.
Мученически завершила свою жизнь и ее сестра - супруга императора Николая Второго. "Надобно не в словах одних поставлять молитву, а паче в душевном расположении молитвенном. Таким образом непрестанно будешь молиться, не в словах заключая молитву, но через все течение жизни приближаясь к Богу, чтобы жизнь твоя была непрерывною и непрестанною молитвою", - гласит одна последних дневниковых записей императрицы Александры Федоровны Романовой